R@PT()R
Боец
Количество сообщений : 746
Откуда : ]{()Л()М]-[@
Группа : Bad Company
Раса : Змейко. Динозавер :D
Репутация : 24
Дата регистрации : 2009-02-02
|
Тема: "Красная убийца" Ср Фев 11, 2009 11:33 pm |
|
|
45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. (53-К)
Пушка являлась основным орудием Советской армии на начальном этапе Великой отечественной войны. Конструкция пушки продолжает линию развития, идущую еще от принятой на вооружение Красной Армии в феврале 1931 г. 37-мм противотанковой пушки, закупленной вместе с документацией у германской фирмы "Рейнметалл". В 1932 г. на лафет этой пушки был наложен ствол калибром 45-мм. Полученная таким образом пушка и послужила основой для создания пушки обр. 1937 г. В отличие от предыдущих образцов, клиновой затвор этой пушки снабжен механизмом полуавтоматики, введено подрессоривание колесного хода, улучшены баллистические характеристики.
Опытный образец 45-мм противотанковой пушки был изготовлен на заводе № 8 и получил заводской индекс 53-К. После заводских испытаний он был отправлен на НИАП. За время испытаний в августе - сентябре 1937 г. было сделано 897 выстрелов, из них 184 с бетона. Система была испытана возкой на расстояние 684 км. Испытания стрельбой 45-мм пушка выдержала. При возке была поломка пружины подрессоривания. В ноябре 1937 г. завод № 8 изготовил опытную серию в 6 штук 45-мм пушек, которые отличались от штатных (обр. 1932 г.): 1) Полуавтоматика затвора работала как при бронебойном снаряде, так и при осколочном, а у обр. 1932 г. только при бронебойном. Это достигалось путем принудительного взвода пружин полуавтоматики в момент выстрела; 2) Введен специальный кнопочный спуск от кнопки, расположенной в центре штурвала подъемного механизма; 3) Введено подрессоривание кривошипно-пружинного типа, впервые осуществленное в СССР в этой системе; 4) Вместо деревянных колес ПТП обр. 1932 г. поставлены автомобильные колеса ГАЗ с ГК. Колесо ЗИК-1 переделано из колеса автомобиля ГАЗ с мелкими изменениями в спицах; 5) Верхний станок представлял собой клепано-сварную конструкцию из листовой стали, а у ПТП обр. 1932 г. верхний станок был литой; 6) Введен новый поворотный механизм; 7) Нижний станок новой конструкции и сварной.
Из шести опытных орудий № 1, 2, 3, 4, и 6 были предназначены для войсковых испытаний, а № 5 — для нужд завода. В декабре 1937 года — январе 1938 года эти пушки прошли заводские испытания на полигоне завода № 8. 22 января пушка № 3 (ствол № 0734) с передком Я-3 была отправлена на НИАП, куда прибыла 28 января. В ходе заводских испытаний на заводе из нее было сделано 605 выстрелов. После доставки сотрудники НИАПа разобрали пушку, а потом неправильно собрали, в результате чего честь деталей была приведена в негодность.
В ходе полигонных испытаний на НИАПе было сделано 1208 выстрелов (798 бронебойным и 419 осколочным снарядом). Скорострельность при ручном спуске одинакова у обеих (обр. 1932 г. и обр. 1937 г.) пушек при стрельбе без исправления наводки, а на кнопочном спуске на 13% была выше, чем у обр. 1932 г. при стрельбе бронебойными снарядами и на 6 % выше, чем при стрельбе осколочными снарядами. За время стрельб было отмечено 16 отказов полуавтоматики, в том числе 3 при осколочных снарядах и 13 при бронебойных. Часть отказов произошла из-за качества гильз. После 281-го выстрела сломался винт инерционного тела полуавтоматики. В целом работа полуавтоматики признана удовлетворительной.
В ходе полигонных испытаний система прошла 2074 км. Скорость возки по булыжнику 30—35 км/час, по шоссе 50—60 км/час, по пересеченной местности (без передка) 15—30 км/час. При возке система была устойчива. В начале 1938 года были проведены войсковые испытания трех 45-мм пушек 53-К (№ 1, 2 и 4 опытной серии) с передками Я-3. В испытаниях участвовало 6 тягачей типа “Комсомолец”. Во время войсковых испытаний сделано в среднем 450 выстрелов на ствол, при этом полуавтоматика работала безотказно. В ходе войсковых испытаний произведен пробег Москва — Харьков — Краснодар. После исправления мелких недостатков можно приступать к валовому производству пушки. 24 апреля 1938 года 53-К была принята на вооружение под названием 45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. 6 июня 1938 года она была запущена на серийное производство.
Сама конструкция пушки состоит из двух основных частей: ствола с затвором и лафета. Скрепленный ствол пушки состоит из трубы моноблока и навитного казенника. Вертикальный клиновый затвор обеспечивает надежное запирание канала ствола при выстреле и обеспечивает выбрасывание(экстракцию) стреляной гильзы при открывании. Благодаря наличию механизмов полуавтоматики пушка имеет высокую скорострельность: 15-20 выстрелов в минуту. Лафет пушки оптимально соответствует ее предназначению в качестве противотанкового орудия. Он состоит из люльки с противооткатными устройствами, верхнего подвижного станка с механизмами наведения, нижнего неподвижного станка с раздвижными станинами, подрессоренного хода, щитового прикрытия и прицельных приспособлений. Благодаря наличию раздвижных станин обеспечивается угол горизонтального обстрела 60°, а подрессоренный ход с колесами автомобильного типа позволяет транспортировать орудие механической тягой со скоростью до 50 км/ч. При переводе пушки в боевое положение, когда станины разводятся в стороны до упора, механизм подрессоривания выключается и колеса через боевую ось жестко соединяются с нижним станком, обеспечивая тем самым устойчивость орудия при выстреле и сохранность подрессоривания. При переводе орудия в походное положение, когда станины сводятся, подрессоривание автоматически включается вновь.
Компактная конструкция пушки и невысокое щитовое прикрытие делают ее мало заметной целью на поле боя - высота пушки 120 см, длина 402 см. Для облегчения маскировки пушки щитовое прикрытие выполнено складывающимся. Пушка применялась в основном для стрельбы прямой наводкой по бронированным целям и огневым точкам противника на дальность до 1,0-1,5 км. При стрельбе на большие расстояния наблюдение за результатами стрельбы затруднено из-за малого по величине облака разрыва снаряда.
В комплект боеприпасов пушки входили унитарные патроны с бронебойными, бронебойно-трассирующими и подкалиберными снарядами, осколочными гранатами, а также унитарные патроны с картечью. Бронебойные и бронебойно-трассирующие снаряды использовались для стрельбы по танкам, бронемашинам и амбразурам огневых сооружений. На дальности 500 м при угле встречи 90° они пробивали броню толщиной 43 мм, а на дальности 1000 м – 32 мм. Подкалиберный снаряд на дальности 500 м при угле встречи 90° пробивал броню толщиной 66 мм, а на дистанции кинжального огня – 100 м – 88 мм. В течение первого года войны эти показатели были вполне достаточны для борьбы со всеми танками Вермахта. Осколочная граната предназначалась для стрельбы по живой силе и открыто расположенным огневым точкам. При разрыве на поверхности грунта граната дает около 100 убойных осколков, способных нанести поражение на площади до 15 м по фронту и до 5-7 м в глубину. Патроны с картечью использовались для отражения атак пехоты на огневую позицию орудия на дальности до 400 м. Картечь состоит из пуль, заложенных в специальной оболочке в гильзу. При выстреле пули вылетают из канала ствола под некоторым углом и поражают силы противника в глубину до 400 м и по фронту до 60 м.
Кроме этих снарядов в предвоенные годы выпускались также бронебойно-химические и дымовые снаряды. Бронебойно-химические снаряды предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов долговременных огневых точек. Бронебойно-химический снаряд весил 1,43 кг и содержал 16 г сильно действующего отравляющего вещества. Свернутое перед войной производство 45-мм противотанковых пушек было восстановлено в исключительно короткие сроки сразу на нескольких предприятиях. Одно из них, объединившееся с эвакуированным на восток киевским заводом "Арсенал" уже до конца 1941 г. дало фронту 1300 45-мм пушек обр. 1937 г. В 1942 г. эти пушки были заменены в производстве модернизированными 45-мм пушками обр. 1942 г. Всего в 1942-43 гг. промышленностью было изготовлено 37354 пушки обр. 1937 г.
45-мм пушки обр. 1937 г. состояли на вооружении противотанковых взводов стрелковых батальонов (2 орудия) и противотанковых дивизионов стрелковых дивизий (12 орудий). Ими же вооружались отдельные противотанковые полки, состоявшие из 4-5 батарей (16-20 орудий). Знаменательной вехой в развитии противотанковой артиллерии стал приказ Наркома обороны от 1 июля 1942 г., в соответствии с которым противотанковая артиллерия переименовывалась в истребительно-противотанковую. Весь офицерский состав, входивший в части противотанковой артиллерии, был взят на особый учет и в дальнейшем назначался только в них. Раненые солдаты и сержанты после излечения в госпиталях также должны были возвращаться в части противотанковой артиллерии. Для ее личного состава вводились повышенное денежное содержание, выплата расчету орудия премии за каждый уничтоженный танк противника, ношение отличительного нарукавного знака. Все это, безусловно, способствовало повышению эффективности советской противотанковой артиллерии.
Вот выдержка из документа “Главного артиллерийского управления Красной Армии ”, в котором описано предназначение 45-мм противотанковой пушки 53-К: “45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. является мощным противотанковым орудием стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии, способным вести успешную борьбу с современными танками всех типов. Кроме основного назначения (борьба с танками), пушка, имеющая на вооружении осколочный снаряд и картечь, способна вести успешную борьбу также против огневых точек противника, расположенных за легкими полевыми укрытиями, против пехоты и конницы, действующих на открытой местности.
Находясь на вооружении стрелковых частей, пушка должна сопровождать пехоту во все периоды боя, неотступно следовать за пехотой, расстреливая огневые точки противника прямой наводкой. Основными боевыми свойствами 45-мм противотанковой пушки являются: а) Подвижность и маневренность; б) Бронепробиваемость; в) Скорострельность; г) Настильность траектории.
Пушка может перевозиться механической тягой (трактором “Комсомолец” или автомобилем) и конной тягой. Ходы лафета пушки и передка надежно подрессорены, поэтому скорость передвижения механической тягой допускается: 50—60 км/ч по гудронированному шоссе, 40-45 км/ч по хорошим грунтовым дорогам и 30-35 км/ч по булыжным мостовым… …Для более полного использования боевых свойств 45-мм противотанковой пушки требуется правильная постановка огневых задач, тщательное применение ее к местности и гибкое маневрирование в бою.
Быстрое выполнение поставленной огневой задачи обеспечивается безотказным действием орудия. Для того чтобы орудие действовало безотказно, необходима хорошая выучка расчета орудия, полная взаимозаменяемость его номеров в случае убыли, строго согласованная работа, отличное знание материальной части пушки и своевременное пополнение боеприпасами. Для стрельбы из 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 г. применяются те же унитарные патроны, что и для 45-мм противотанковой пушки обр. 1932 г.” Тактико-технические характеристики пушки 45-мм пушки обр. 1937 г.: масса в боевом положении: 560 кг; масса в походном положении: 1200 кг; калибр: 45 мм; начальная скорость снярада: 760 м/с; угол возвышения: от -8° до 25°; угол горизонтального обстрела: 60°; скорострельность: 15-20 выстр/мин; дальность стрельбы: до 4400 м; дальность прямого выстрела: до 850 м; бронепробиваемость: по нормам на дальностях 500 и 1000 м: 40-28 мм; вес бронебойного снаряда: 1430 г.
|
|